Покупатели против строителей
Примеры судебных дел из-за неправильного остекления
История 1. Балконная створка упала на автомобиль — кто будет отвечать?
Эта история случилась в Екатеринбурге — сдвижная балконная створка выпала, когда открылась входная дверь в квартиру.

Резкого сквозняка хватило, чтобы створка сорвалась с направляющих, вылетела и повредила автомобиль, который припарковали рядом с домом // Фото с сайта pravorub.ru

Владелец оценил ущерб в 90 тысяч рублей и нанял адвоката, который начал искать виноватых. Первым в списке был владелец квартиры — именно он по закону отвечает за свое имущество. Но при осмотре квартиры выяснилось, что окно было частью остекления фасада и относилось к общедомовому имуществу, поэтому иск подали и на управляющую компанию.

После проведения экспертизы выяснилось, что у остекления были дефекты:

  • недостаточно точек крепления профилей коробки конструкции;
  • деформация профилей (отклонение от прямолинейности);
  • неправильная регулировка роликов на створках.
Эксперты написали в заключении, что во всех дефектах виноваты монтажники, которые устанавливали окно. Поэтому к ответу попытались привлечь и строительную компанию. Но 5 лет после сдачи объекта уже прошло, и гарантия кончилась. Адвокату даже не предоставили проектную документацию на остекление, поэтому не удалось сверить, было окно установлено по чертежам или нет.

В результате адвокат доказал, что остекление относится к общедомовому имуществу — и оплачивать все расходы пришлось управляющей компании. Хотя все понимали, что проблема в неправильном монтаже и виноваты рабочие, которые устанавливали окна.
История 2. Сколько стоит моральный ущерб, когда строители меняют комплектацию
В Ижевске участник долевого строительства обратился в суд — застройщик установил окна с одинарным стеклопакетом вместо двойного, использовал некачественную фурнитуру. С монтажом тоже были проблемы: плохо отрегулированы створки, а под подоконниками эксперты обнаружили щели. В итоге остекление оконных и балконного блоков получилось холодным, меньше защищало от шума, а створки закрывались с трудом.

Сначала владелец квартиры хотел сделать все «полюбовно» — посчитал стоимость замены стеклопакетов (около 50 тысяч рублей), обратился в строительную компанию и предложил уменьшить цену договора на эту сумму, чтобы потом заменить окна на двухкамерные. Застройщик отказал покупателю, поэтому он обратился в суд.

В суде требования истца изменились:

  • уменьшить сумму договора на 115 тысяч;
  • оплатить неустойку в таком же размере;
  • компенсировать моральный вред, который он оценил в 200 тысяч рублей.
Суд назначил строительно-техническую экспертизу, которая подтвердила: установка однокамерных энергосберегающих стеклопакетов вместо двухкамерных ухудшила качество жилья в части тепло- и звукоизоляции.

В итоге требования истца удовлетворили, хотя и немного урезали запросы: заставили строителей уменьшить сумму договора на 115 тысяч, заплатить неустойку 10 тысяч и компенсацию морального вреда — 1 тысячу рублей. Кроме того, компания заплатила штраф 63 тысячи.
История 3. Не доказано — не виноват
В Хабаровском крае предприниматель подал на застройщика иск, в котором требовал более 600 тысяч рублей. Причина — строительная компания использовала не ту алюминиевую профильную систему, которая была указана в договоре. В процессе выяснили, что покупатель принял объект без детального осмотра и сразу не заметил дефектов. По документам все сходится: есть акт приемки недвижимости, в котором претензии не указаны. А еще владелец допустил важную ошибку — решил сам устранить дефекты, не дожидаясь решения суда. В итоге экспертиза не смогла доказать вину строителей, и в иске было отказано, а владелец жилья еще и оплачивал судебные издержки.
История 4. Даже Верховный Суд на стороне потребителей
На портале Верховного Суда РФ описана ситуация, когда владелец квартиры потребовал возместить расходы на исправление недостатков, компенсацию морального вреда и устранение дефектов, с которыми сдали квартиру.

Местный суд отклонил требования — посчитал, что раз квартиру можно использовать по назначению, компенсации не положены. Но Верховный Суд не согласился — если в квартире обнаружены недостатки, покупатель или участник долевого строительства имеет право потребовать от застройщика на выбор:

  • бесплатно устранить дефекты;
  • уменьшить цену договора;
  • возместить расходы на устранение недостатков.
Так что если строители нарушают правила монтажа, меняют материалы на более дешевые — будущие хозяева могут потребовать все сделать как положено или возместить ущерб.
История 5. Когда вины строителей нет — это можно доказать
Когда в одной из новостроек Минска выпала балконная створка, общественность сразу накинулась на девелоперов с претензиями. Но строительная компания не растерялась и провела собственное расследование. Эксперты посетили квартиру, осмотрели конструкцию и обнаружили — владелец сам виноват в происшествии:

  • Сломан верхний торцевой упор. Это может произойти только при неправильной эксплуатации.
  • На лоджии проводится ремонт. В конструкции оказались сняты нащельники остекления.
Скорее всего, владелец или рабочие снимали створку и повредили ее, когда устанавливали обратно — от этого она и выпала. Заодно эксперты попытались силой снять другие створки с направляющих — ничего не получилось. Комиссия снимала происходящее на видео, поэтому сразу получила доказательства, что строители не виноваты.

Створка выпала, но строители быстро среагировали и доказали, что их вины в этом нет // Фото gendalf_1981 для forum.onliner.by


Проблемы с остеклением наносят вред строительной компании, даже если покупателям не удается получить компенсацию. Если владельца не устраивают окна — он жалуется, оставляет везде негативные отзывы, рассказывает о застройщике знакомым. Да и суды все чаще встают на сторону владельцев и заставляют строителей возмещать расходы.

Что делать, чтобы избежать проблем с остеклением:

  • Использовать качественную фурнитуру и соблюдать правила монтажа. Если окна установлены правильно и нет проблем с комплектующими, строители могут доказать, что виноваты сами хозяева. А если сделать все правильно — еще и показать остальным, что строительная компания устанавливает качественное остекление.

  • Соблюдать требования проекта и следить, чтобы подрядчики устанавливали «правильные» окна. Если подрядчик заменит стеклопакет или использует дешевую фурнитуру — покупатель может это заметить.

  • Быстро реагировать на жалобы и инциденты. Большинство хозяев квартир сначала идут с проблемами к строителям и только потом — в суд.
Ошибки в остеклении возникают на всех стадиях — при проектировании неправильно рассчитывают конструкции, выбирают неподходящие решения, не указывают точные требования. Производители СПК без согласования меняют комплектацию. Монтажники не умеют или не хотят правильно устанавливать и регулировать окна. Правильно выбрать и установить оконные конструкции помогает взаимодействие с представителем производителя — он участвует во всех этапах работы с остеклением.
Если хотите поговорить с экспертом и решить конкретную задачу — оставляйте заявку:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.